^Вверх

shapka

Мы в социальных сетях:

VK60x60

Удовлетворенность граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества

2024 12 20

Декабрь 2024
27
Пятница
Joomla календарь

2024 06 06

Поиск материалов

Культовый фильм «Летят журавли» - интересные факты.

 

Фильм Летят журавли вышел на экраны 12 октября 1957 года и стал настоящим прорывом в отечественном кино. "Летят журавли" - признанный шедевр мирового кинематографического искусства, заслуга создания которого принадлежит всем участникам съемочной группы.Лента режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского в корне изменила привычные представления о возможностях кинематографа. Фильм признан шедевром, включен в киноантологии, эпизоды, ставшие хрестоматийными, тщательно разбираются в учебниках по киноискусству.

В главных ролях:

    Татьяна Самойлова

    Алексей Баталов

В 1943 году драматург Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые», которую запретили печатать из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Опубликовали пьесу только в 1956 году, и она моментально стала популярной! В том же году спектаклем «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери открылся новый театр «Современник», а режиссёр Михаил Калатозов разыскал автора и попросил его написать сценарий.

Сценарий сначала назывался «За твою жизнь» и сильно отличался от пьесы — добавились новые эпизоды, ушли на второй план или совсем исчезли многие герои. На «Мосфильме» долго не могли решить, что делать со сценой измены, но так как убрать её из сюжета было невозможно, то оставили с пометкой «спорно». Правили сценарий постоянно, что-то добавляя, убирая или меняя местами… Уже на съёмочной площадке за правки взялся оператор Сергей Урусевский, который постоянно придумывал нестандартные визуальные ходы, которые передавали эмоции ярче, чем слова.

Изобретения оператора

Художник по образованию, Сергей Урусевский доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие душевные движения героев, что «и любовь, и ненависть, и радость можно выразить самим изображением в сочетании с движением, ритмом, светом и главное – внутренним ощущением, горением, творческой взволнованностью оператора-художника». Работа Урусевского над «Летят журавли» превзошла все ожидания. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полета, отразившегося в названии.

Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием – съемка на круговых рельсах – был придуман именно Урусевским для сцены гибели Бориса. Ещё, для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трёхэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали Урусевского чётко вровень с актёром. От помощников вообще требовалась предельная точность и физическая сила — на съёмках прохода разведчиков они несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора…

Тяжелые съемки

Работа над фильмом шла непросто, актеров преследовали неудачи. Сначала тяжело заболела Татьяна Самойлова, у неё был туберкулез и в перерывах между съемок она бегала на медицинские процедуры. А затем пострадал и Алексей Баталов. В фильме есть эпизод, когда его герой дерется с солдатом, отпустившим шутку в адрес Вероники и всех ждущих невест. На съемках этой сцены Баталов упал в воду, из которой торчали обрубленные стволы и ветки. Актер сильно поранил лицо, пришлось наложить несколько швов. Как признался позже Алексей Владимирович, он тогда мысленно попрощался с профессией. Однако порезы быстро зажили, и уже через месяц актер вернулся на площадку.

Первая брюнетка отечественного кино

Необычная красота Самойловой настораживала многих режиссеров. По словам Льва Анненского, ее «асимметричное и странноватое» лицо «не подходило ни под классический тип красоты, ни под милый типаж субретки». Однако именно в Татьяне Самойловой Калатозов увидел свою Веронику и утвердил ее на роль вместо Елены Добронравовой. Известная исследовательница кино Нея Зоркая утверждала, что Самойлова стала первой брюнеткой в советском кинематографе. До нее все главные роли исполняли блондинки.

После выхода, художественная картина встретила неоднозначную реакцию. Впрочем, создатели фильма были готовы к осуждению образа Вероники, и их не удивили ни упрёки в попытке оправдать измену, ни осуждения за мелочность сюжета, ни даже слова Никиты Хрущёва, который назвал героиню девушкой лёгкого поведения. Одновременно все критики в один голос восхищались художественной работой оператора, говоря, что такого в советском кино ещё не было. Естественно, что всё это подхлёстывало зрительский интерес, но в прокате фильм занял только 10-е место. Но его ждала удивительная судьба!

Неожиданным свидетелем съёмок драмы «Летят журавли» оказался 20-летний Клод Лелуш — будущая легенда французского кино. В Москве он снимал документальный фильм об СССР и оказался на легендарном «Мосфильме», где в тот момент работали над пробегом Бориса по лестнице. Молодой режиссёр был так впечатлён увиденным, что по возвращении на родину связался с директором Каннского фестиваля и рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино. Директор дождался премьеры, посмотрел и включил советскую драму в основной конкурс кинофестиваля. Правда, под названием «Когда прилетают аисты», так как буквальный перевод названия на французский обретал грубое сленговое значение. Кто бы тогда мог представить, что «Летят журавли» получит главный приз Канн, обойдя работы европейских мэтров! До сих пор это единственный отечественный фильм, который получил Золотую пальмовую ветвь.

Представлять фильм на кинофестивале полетели Татьяна Самойлова и Сергей Урусевский. Режиссёр лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, так как его семья считалась неблагонадёжной. Самойлову собирали всей киностудией — шифоновое платье дала Галина Волчек, туфли — Зинаида Кириенко, шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей. По западным меркам одета актриса была скромно, но её появление все равно произвело фурор. Поклонником актрисы был даже знаменитый художник Пабло Пикассо! В СССР о советском триумфе на международном кинофестивале сдержанно рассказали в небольшой статье без фотографии. На адрес «Мосфильма» приходили предложения для Татьяны Самойловой от западных киностудий, но ответ был всегда один: актриса очень занята...

Смотрите доброе и хорошее кино :)

zhuravli01