^Вверх
"Конфликты мужа и жены"
«Бачилы очи, шо бралы», или как решали конфликты в казачьей семье. Друзья! Мы уже не раз рассказывали вам о том как решались конфликты внутри больших казачьих семей. А сегодня поговорим о том, как мирили или судили жён и мужей.
Измена - одна из наиболее часто встречаемых причин для серьезного конфликта в казачьей семье. В случае если в измене была уличена жена, то самым гуманным для неё было изгнание с подворья и последующие расторжение брака. Однако встречались и крайние меры: «Одын жынывся, и вже ребёнок у нэй. Ну, ще молодые. И она изменила. Так вин ей привязав да лошади, за хвост, и тянул, покуда она не умерла».
Если же в измене подозревался муж, то меры принимались как к нему, так и к «совратительнице». Ей могли вымазать ворота или хату дёгтем, побить оконные стекла в доме, завязать юбку на голове и провести в таком виде по станице. Но чаще всего воздействовали (в том числе и физически)высокостатусные лица – отец, дед, мать, бабушка, атаман: « У нас почитали всех старых казачек, которые вдовы были, и подчинялись им, чтоб она правда нормальная была, непогрешимая. Такой пример. Папа мой выпил где-то и у женщин остался. Дома известно стало, моей матери. Мать наутро собирает вещи его, он пошёл на работу, выставила. Бабушка Поля, прабабушка, она рядом жила, идёт с костыликом, такая сухонькая, маленькая ростом, заходит, на мать мою: «Манька, что это за вещи?» Та сразу расстерялась, её всеж побаивались: «Да вот, бабо, загулял Павлик, я его вещи выставила, пусть уходить»- «Так, Манько, не брусок мыла...Заноси вещи домой, а я с ним разберусь!» Мать подчиняется бесприкословно, занесла вещи. Отец приходит с работы, бабушка с ним в комнате закрылась, побила костылем, и все, все нормально». Зачастую в станицах нравственный порядок поддерживал сам атаман. У него было такое право. Известен случай, когда казачка, поймавшая мужа на измене, пошла и пожаловалась атаману: «Так их абоих вызвалы. И ему две плетки, а ей одну. Шоб абиды не было. Вот так памырил». Меры по отношению к мужчине могли быть и более жёсткими. Например, казака станицы Старонижестеблиевской Исаакия Шульгу за блудную связь с казочкой Февроньей Соколовой передали семилетнему церковному покаянию под наблюдением своего духовника и выселили в станицу Шапсугскую.
Другая причина конфликтов в семье – пьянство мужа, которое часто приводило к побоям жены. Избиение жён – частый и нескрываемый факт. Но отношение к нему неоднозначно. С одной стороны, широкое бытование на Кубани пословиц: « Бьёт – значит любит», «У мужа удар, что божий дар». Причём исследователи казачий культуры 19-го – начало 20-го веков отмечали, что жены сами расценивали избиение как признак любви: «Раньше не было так, что женщины лехкамысленные, что снялась и пошла. Бабы овладели мужиками щас. А раньше баялися, и били женщин, а щас не пабьешь».
Причиной избиения часто становилось неподчинение жены, неисполнение своих работ: «Вот дядько мий, да ны дай Бог жинка ны выйдэ, ны открые ворота. А у нэй коса длина була черна, так вин косу як намотае, и дасть батогом ей».
С другой стороны, битье, побои осуждались обществом, особенно если избиение было беспричинное или под воздействием алкоголя. В любом случае, если об этом становилось известно страничному атаману, то виновник обязательно ждал наказания. Например, заметка в «Кубанских областных ведомостях» о жестоком обращении казака Прокопия Святохи с женой Агафьей. Женщина несколько раз убегала от него из-за побоев, каждый раз её насильно возвращали к мужу. Последний раз она спряталась у матери в станице Новодеревянковская, в сундуке. Муж нашел её, связал руки, подвязал юбку и рубаху подмышки, и на верёвке, избивая воловьим кнутом до крови, провёл через всю страницу к правлению, где её заковали в кандалы, а на следующий день отправили в Ейское сыскное начальство, где судили, признав виновной в намерении лишить себя жизни, и приговорили к церковному покаянию. Мужа, за истязания жены, приговорили к 70 ударам розг и отсылке в арестантскую роту. Естественно, что к решению таких конфликтов подключалось как правление, так и общество, осуждая и порицая.
Старейшины на сходе обладали властью назначить обидчику наказание: удары розгами, или общественные работы (чистка туалетов или деревянных тротуаров). Нередко старший в семье первыми пресекали попытки истязать средства мужа над женой: «У меня дедушка был, иногда бывало где-то там задержится допоздна или выпить рюмочку. Приходит домой, бабушка нашумит на него. А он один раз на бабушку поднял голос. А дети сразу побежали к деду, прадеду нашему, прибегают: «Дедушка, дедушка! А што-та наш папаша на мамашу кричит!» Эх, дед бежит с нагайкой. Прибегает: «Ты што тут, сукин сын, кричишь на Федору? А ну-ка подставляй спину!» Он подставил спину, тот его плеткой раз, второй, третий: «Бей! Ты атец мой!»
За неоднократное нанесение побоев своей супруги и пьянство, со стороны отца могло последовать прошение к станичному правлению о высылке сына за пределы станицы...
Вот такие были строгие правила раньше в казачьих общинах. В следующей нашей публикации мы вам расскажем о браке без благословения.
Читайте наши следующие публикации....