^Вверх

shapka

2024 06 06

Поиск материалов

Добрый день дорогие зрители,сегодня мы предлогаем вашему вниманию публикацию на тему: "Конфликты и их решение в казачьих семьях"


«В симье ангилом ны проживэш»- гласит кубанская пословица. Другими словами- семья без конфликтов- не семья. И сегодня мы окунёмся в тему отношений между членами казачьей семьи.
Казачья семья всегда была организована так, чтобы сохранить образ жизни старшего поколения, повторить родителей в детях. В семье кубанских казаков превыше всего - авторитет старшего поколения, обычай, ритуал.
И если жизнь без конфликтов, считается нормой, то ссора- это отклонение от нормы, которое строго каралось. Недаром слова «сор» (мусор, нечистое) и «ссора» так близки. А синонимом к «ссориться» выступает кубанское- «сварыться», «грызця». Потому и поговорка «выносить сор из избы» означает- сорить в обществе, т.е. придавать огласке все плохое, что происходит в семье. У кубанских казаков даже бытовали приметы, предвещавшие ссору, например, рассыпать соль. Или приметы, неисполнение которых предвещало беду: нельзя переступать через веник- в семье будет ссора; нельзя вытирать руки одним полотенцем двоим одновременно- поругаются.
Не принято было в казачьих семьях не только выносить «на люди» свои конфликты, но и выяснять отношения при детях: «ныколы мы ны чулы, шоб батько на матирь сказал какое-нибудь слово, ни вона на ёво».
Чем больше была казачья семья, тем больше в ней было конфликтов. Даже несмотря на строгие разграничения обязанностей между членами кубанской семьи, и равные права на семейный заработок. В семьях, где проживало вместе 15-20 человек (отец, мать и сыновья с жёнами и детьми), как отмечают старожилы «брань просто висит в воздухе», и самая простая безделица порождает нескончаемые перебранки. Больше всего ссорились бабы-невестки, нередко за ними подхватывали мужчины-братья, ведь каждый из них становился на сторону своей жены.
Поводом для ссор невесток могло стать то, что свекровь не сумела поровну, с точностью аптекарских весов, между ними разделить мыло, или взяла лишний раз на руки плачущее дитя одной из невесток; а может платья, купленные невесткам к празднику были неодинакового цвета или достоинства, или кому-то из баб перепала лишняя горсть льну или конопли; сходила ли баба лишний раз за водой, а может муж одной из невесток купил ей за утаённые от семьи деньги платок, - все это служило яблоком нескончаемых раздоров.
Разлад часто служил поводом для раздела семьи. Чаще прочих в казачьих семьях конфликтовали невестки меж собой, ведь каждая из них норовила быть старшей и устанавливала свои порядки, которые нередко не соответствовали желанию стариков.
Не менее конфликтной парой были и невестка со свекровью, что даже породило в народе пословицу «два кота в одном мешку нэ ужывуця».
Нередко в семьях ссоры случались между невестками и золовками, ведь все тяготы быта падали на плечи невестки, а золовка обладала «семейным иммунитетом» во многих домашних заботах: «Лучше было семиро деревьев, чем одна золовушка».
Разрешение всех конфликтов в казачьей семье полностью возлагалось на главных членов семьи- отца (деда) и матери (бабушки). Часто отец мог поставить на место членов семьи силовыми методами, однако невестку никогда не трогал: «Не, жену лупил только муж. Свекр может поругать».
Иногда для разрешения ссоры невестка могла попросить своих родителей
поговорить со свекром и свекровью, а бывало и так, что она, на время, возвращалась в родительскую семью. Но чаще всего родител сами отправляли дочь обратно- «одризана скиба от хлиба, иди живи».
Редко, но бывало и так в казачьей общине, что конфликт доходил до изгнания невестки из дома свёкра.
Тогда дело доходило до суда.
Вообще неповиновение воле старших считалось одним из самых страшных нарушений устоев семьи.
О том как мирили или судили жён и мужей читайте в наших следующих публикациях.

3

4